Тут моя приятельница
ознакомившись с моим сайтом
сказала, что все прекрасно, но надо
бы озаглавить сайт как
искусствоведческий. Несолидно, что
ли… Я внутренне заартачилась,
внешне стала мягко отнекиваться, а
потом думать на эту тему. Что же
такое искусствовед и почему я не
стану причислять к таковым никогда.
Вроде бы искусство существует
давно, а термин такой появился в
советское время. Еще Врангель, брат
того самого Врангеля, упоминается
то, как хранитель музея, то, как
историк искусств. Да и что-то
корявое неприятное в самих
терминах и театровед, и музыковед и
т.д. Вед, вед, ведать. Значит это
человек который знает искусство.
Стало быть, есть люди которые
искусство не знают. Интересно. А что
надо сделать, чтобы причислить себя
к сонму избранных? Ответ прост -
закончить соответствующее учебное
заведение. И ты тогда будешь знать
его, искусство. Точно, будешь знать.
И степень знания твоего исчислится
3-кой, 4-кой или 5-кой. А может быть,
закончишь аспирантуру, и тогда
будешь ого-го как знать искусство,
или театр, или музыку. Мда… Что то
тут не то. Во первых, знать, к
искусству это как то не подходит…
Внимать, воспринимать, чувствовать,
восхищаться, но знать… Ой, что то
тут не так! Думаю, все гораздо проще.
В те, не столь отдалённые времена,
когда вдруг обнаружилось, что
национализировать те же памятники
архитектуры недостаточно, за ними
ещё и надо и следить, и
реставрировать, и ремонтировать, и
реконструировать и пр., а сломать
просто так вроде неудобно, и
картины продать тоже как то…. Нашим
"застенчивым" понадобилось
обоснование. Желательно научное,
желательно авторитетное. И вот тут
то появились искусствоведы. И очень
хорошо изведали искусство и
поведали нам, что, например весь 19
век (кроме классицизма) не имеет
художественной ценности, вся
архитектура вторична или псевдо, и
вперёд ….
Нужно убрать церковь, пожалуйста,
если это конец 19 века - тут вопросов
нет, если более раннее то наши
ведуны объяснят, что существует еще
4 аналога, а данная не лучший
представитель своего времени.
Помню, нас когда-то с подругой в
кабинете школьного директора распекали,
т.к. 'застукали' на посещении церкви,
на робкий аргумент: "Ну вот Собор
на крови, он же такой красивый", -
последовало громогласное и
торжествующее - "А вот собор на крови
не имеет художественной ценности
по мнению искусствоведов". Так-то
выкуси. Там веды а ты не вед. Помню
гуляя, показывала Павловский парк
даме-архитектору, разговорились. Я
сказала, что очень люблю модерн.
Модерн, конечно не плохо, - последовал
ответ, если он не русалочий. Я
сжалась и не нашла силы признаться,
что вот русалочий-то я люблю особенно.
Что-то необъяснимо трогательное и
притягательное в растрепанных
головках, в мужских скрюченных
фигурах, так неожиданно то там, то
сям поддерживающих неимоверные тяжести.
После войны в домах встречались
вещи модерна, люстры причудливые
горки и пр. Никак не могу забыть
керамическую пепельницу - болото,
листики, ряска и три руки торчащие
из трясины. Любой искусствовед
объяснил бы какая это пошлая
безвкусная вещь. И тем не менее эти
вещи обращены к человеку. Что это?
Страшилка, пугалка, ужастик? Она
притягивала. Так может, мы сами
справимся со своим искусством.
Ведать не будем, нет. Будем смотреть
и любить.
Об обидах от наших "ведунов"
можно говорить бесконечно. Помню
Одессу лет 20 назад. О боги! Ну чем
виноват наивно-разухабистый,
разномастный, жизнерадостный стиль.
Это же чудо, а не город. Так нет, же
не имеет художественной ценности. В
переводе - нечего беречь, следить,
ремонтировать, разрушайся город до
каркасов. Надеюсь, сейчас что-нибудь
изменилось.
А ведь еще есть театроведы и
киноведы, ужас. Я не против умных
критических статей. Да и есть же
специалисты. Вот говорят, например,
"специалист по коптским тканям",
или - знаток английского пейзажа 18
века. Но веды, нет, веды нам не нужны.
А то вспоминается мне мнение моего
знакомого студента-технаря: "а,
искусствовед, ну это - нога за ногу,
сигарета в зубах, глаза закатаны и
прононс, прононс …".