"Я придумала это, или
снилось мне это: Эвридики танцуют
напролет до рассвета, и на всех
континентах оживают легенды, и
веселые боги ходят вновь по земле"
- пела Анна Герман. Место, где
танцуют эвридики, рядом с
Петербургом и называется оно
Низино. Местные жители могут расшифровать
название, Например, жил здесь
помещик, и были у него две дочки:
Нина и Зина, и назвал он свое
поместье Низино. Может быть и так,
хотя, скорее всего, это легенда. В
любом случае, название не от слова
НИЗИНА, НИЗКО. Эти места так
подняты над уровнем Финского залива,
что озера питают фонтаны
Петродворца, для чего и сделан Самсоновский
водовод. Канал и озера заросли
водорослями, но вода очень чистая,
сквозь прозрачную толщу виден
сказочный лес растений и рыбы.
В Низино - церковь. Совсем
недавно она представляла жалкое
зрелище: можно было только гадать о
ее стилевой принадлежности.
Сегодня церковь медленно поднимается
из лесов. Выпрямились кресты на ее
главках. И вдруг-недалеко от церкви
- античный храм! Храм языческих
богов будто перенесен во времени и
пространстве волшебством. 19 век. Архитекторы в поиске.
Классицизм с его строгостью и
официальностью остался позади.
Архитекторы так или иначе
обращаются к архитектуре прошлого
и к античности тоже. Интересно, что
в Петербурге, городе классицизма,
ничего подобного не увидишь. Храм
на массивном подиуме из монолитных
гранитных блоков стоит на
Бабигонском холме. Виден издалека.
Сказки Чуковского приходят на ум,
когда слышишь название холма. На
самом деле в 15 веке его название было:
Поповая гора. В Шведской писцовой
книге - Поповский приход (Papingondo). "Из
чего" и получился Бабигонский
холм. Штакеншнейдер сумел создать
свой Бельведер так, что эвридики не
покидали его. А сейчас дворец
обновился…
После работ по восстановлению
Бельведера дух захватывает от
красоты. Низкий поклон тем, с чьей помощью
Бельведер был возрожден. Говорят,
что здесь будет гольф-клуб и музей.
Прекрасно! Бельведер по-итальянски
и означает ПРЕКРАСНЫЙ ВИД. Кругом
удивительной красоты парк, озера,
Финский залив вдали. Здание парит
над парком, лугами и озером.
Волшебными заклинаниями всплывают
в памяти архитектурные термины:
периптер, архитрав, ионический
ордер. Кариатиды так похожи на
кариатиды Эрихтиона. Когда-то здесь
было много скульптуры.Справа и
слева от входа красовались
Клодтовские кони. Потом они ускакали
в неизвестном направлении. Но,
может быть, вернутся.Впрочем, их постаменты
не выглядят сиротливо: они
напоминают античные саркофаги. На
примере Бельведера можно изучать
античную архитектуру. Каждый фрагмент
канонизирован в соответствии с
античными образцами. Каждая деталь
исполнена мастерски. Да и создано
все это из дорогих материалов. Чего
стоят 28 серебристо серых гранитных
колонн с беломраморными базами! С
деталями, впрочем, можно подробнее
познакомиться на сайте, да и в
литературе захочется покопаться
после увиденного.
Назад лучше возвращаться по аллее
от Верхнего сада до Петергофа вдоль
водовода. Примерно 2 км до Лугового
парка. В Луговом парке 10 прудов.
Летом можно искупаться. Из Орлиного
пруда под мостом вода вытекает с
большой скоростью. Ощутишь
целебные удары водяных струй.
Волшебство и красота. "Утром
ветры дунут тихо, и растают
эвредики, но они вернутся снова,
лишь зажгутся фонари".
В районе водовода множество мостов, караулок и шлюзов, построены платины и устроено 8 прудов. Работы велись под руководством инженера М. И Пилсудского и садовых мастеров П. И.Эрлера П. Г. Архипова .Высота Бабигонского холма-20 м. В 18 веке здесь огород, светлица и погреба. В 1852 году здесь начинает работать архитектор Штакеншнейдер. В 1854 году здание вчерне закончено. Первый этаж-подиум прорезан высокими окнами. Углы акцентированы каменными пилястрами с коринфскими терракотовыми капителями. По краю стилобата чугунная решетка с 26 гранитными постаментами для мраморных ваз. С западной стороны 4 вазы из красного полированного гранита.Второй этаж- античный храм -периптер. 28 серебристо-серых колонн с беломраморными базами и ионическими капителями несут сложный профилированный антаблемент с мраморным архитравом. Между колоннами ажурные чугунные решетки. Полы крылец и колоннады выложены мозайкой. С восточной стороны 2-х маршевая гранитная лестница, по сторонам которой - стояли шесть мраморных статуй. Кариатиды несут антаблемент. Основной объем первого этажа занят Большим залом. По сторонам - кабинеты императора, императрицы, камерюнгферская, лакейская. На втором этаже- зал и комнаты. Кроме парадной лестницы из вестибюля на второй этаж вела винтовая лестница и подъемная машина. Большой зал декорирован 10 каннелированными колоннами каррарского мрамора, искусственным мрамором, лепкой и росписью. Кессонированные своды. Колонны сердобольского гранита для второго этажа изготовлены в 1853 году .В Большом зале мозаичный античный пол, приобретенный в 1852 году для Эрмитажа. Много скульптуры. На гранитных постаментах "Укротители коней" Клодта, гальванопластиковые копии.
Добраться можно электричкой до станции Новый Петергоф, далее автобус 277 до Низино.
Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802-1865) - выдающийся русский архитектор, построил множество дворцов и частных домов.